Отделение Социальных наук Летней Школы "Исследователь" Внимание! Объявлен набор школьников!    Часто задаваемые вопросы об Отделении



Школа





Отделение





Программа





Школьникам





Родителям





Киноклуб





Архив школ


ПРОГРАММА

НОВОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК


НАПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
СТРУКТУРА КУРСОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
НОВОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


Новые книги по социальным наукам в США

Американское посольство начинает новую информационную рассылку

Предлагаем вашему вниманию новую ежемесячную информационную рассылку посольства США. Подготовленный материал представляет собой краткие рецензии на некоторые книги американских авторов или книги об Америке, изданные в США в последнее время

Dominic D.P. Johnson "Overconfidence and War: The Havoc and Glory of Positive Illusions." Harvard University Press, 2004. Доминик Джонсон. "Самонадеянность и война: крушение и триумф самоуверенных иллюзий". 288 стр.

Если государства знали бы последствия войн заранее, они в большинстве случаев, даже при условии вероятного выигрыша, стремились бы находить менее опасные пути проведения своей политики. Соответственно, считает Джонсон, они должны стремиться утаивать самоуверенные иллюзии о своих планах.

Он исследует различные психологические и политические источники самонадеянности, состоящие в тенденциях переоценить себя и недооценить противника; и рассматривает их в четырех аспектах. В первых двух случаях, во время Второй мировой войны и войны во Вьетнаме, такие иллюзии потворствовали войне, а в двух других, в Мюнхене и при Карибском кризисе, контролирование иллюзий привел к улаживанию конфликта.

Он также добавляет комментарий по Ираку, что, конечно же, подтверждает его основополагающий тезис, хотя не было недостатка в сомнениях по поводу оптимизма администрации Буша. Концентрация на самонадеянности дает выгодную позицию для рассмотрения некоторых похожих эпизодов всемирной истории; хотя с точки зрения предвидения, Джонсон пытается извлечь из теории международных отношений больше, чем она в действительности заслуживает.

Очень трудно установить, что создает иллюзию, и как отмечает Джонсон, иллюзии могут также вызвать самоуверенное или решительное поведение, что приведет к конвергенции с реальностью.

Anatol Lieven. "America Right or Wrong: An Anatomy of American Nationalism." Oxford University Press, 2004. Анатоль Ливен. "Америка права или неправа: анатомия американского национализма". 288стр.

«Я не ненавижу Америку, мне жаль её!» - сказал однажды Зигмунд Фрейд, «Заблуждение, огромное заблуждение, это правда, но тем не менее, заблуждение». К примерно такому выводу приходит Левин в своей интеллектуальной и зачастую провокационной новой книге. Он высказывает обычную критику «красных штатов», религиозности и популистской национальной культуры Америки, но за это же он критикует и «синие штаты».

«Американское кредо» -толерантный либеральный интернационализм, который формирует в основном светскую гражданскую веру нефундаменталистской, не проклинающей Дарвина Америки-- заключает Левин, как опасная форма мессианского универсализма. С его точки зрения, после 11 сентября порочный синтез этих двух непривлекательных идеологий сформировал реакцию США на исламский терроризм: неразмерный популисткий Джексонианский национализм масс смешался с Уилсонианским мессианизмом для оказания поддержки Джорджу Бушу и его неоконсервативным приверженцам.

Левин настроен пессимистически: эти неудачи скорее всего приведут нас к гибели. Но хотя эти взгляды интересны (хоть и не совсем оригинальны), мы ждем объяснений от Левина, почему же государство с такой глубоко дисфункциональной культурой имеет такой поразительный успех на международной арене.

Robert William Fogel. "The Escape for Hunger and Premature Death, 1700-2100: Europe, America, and the Third World." Cambridge University Press, 2004. Роберт Уильям Фогель. "Избавление от голода и преждевременной смерти, 1700-2100: Европа, Америка и страны Третьего мира". 191 стр.

С высоты нашего нынешнего богатства мы забываем о жалкой нищете, недоедании и голоде, которые испытывало большинство людей почти за весь рассматриваемый период истории. В этой полной фактов, предназначенной для ученых книге, обладатель Нобелевскйо премии экономист Роберт Фогель из Чикагского университета напоминает нам об огромных успехах в победе над широко распространенным голодом и колоссальных экономических и социальных последствиях этого достижения.

Современных читателей может шокировать, насколько плохо ели и болели люди 100-150 лет назад даже в передовых странах. В более плодоносных Соединенных Штатах в 1750 году вероятная продолжительность жизни составляла 51 год, больше чем тогда в Великобритании, но сравнявшись с нею в 1900.

Урбанализация и индустриализация 19-ого столетия реально привели к спаду. По мере того, как американцы переезжали с места на место, они распространяли «холеру, тиф, сыпной тиф,... и другие косящие массы болезни», - пишет Фогель. Городские трущобы содействовали болезням и недоеданию. Автор интересуется, был ли подъем зарплаты сигналом об улучшении жизи в 19-ом веке, «правдоподобно ли, - спрашивает Фогель, что общий уровень жизни рабочих возрастал, если качество рациона их питания и вероятная продолжительность жизни снижались?».

А сегодня продолжительность жизни в передовых странах выше 70 лет (77 в США). По сравнению с 1700-ми рационы питания стали на 50 % калорийнее в Великобритании и более чем на 100 % - во Франции. Подводя итоги своему и другим исследованиям, Фогель называет эту трансформацию «технопсихической эволюцией». Она имеет огромные побочные явления. Во-первых, мы стали выше. Типичный рост тридцатилетнего американца 5 футов 10 дюймов, что почти на 5 дюймов выше, чем его ровесник в Британии в 1750 году. Во-вторых, мы стали здоровее.

Хотя Фогель и допускает, что преимущества общественного здоровья (лучшие водопровод и канализация) и медицины (вакцины, антибиотики) дают хорошие дивиденды, он всё-таки считает, что продолжительность жизни зависит в большей степени от улучшенного питания. При хороших рационах питания люди стали более устойчивыми к болезням - их иммунная система работает лучше, и их организм крепче - у них рождаются более здоровые дети. Улучшенное питание сделало возможным экономический рост.

Фогель считает, что многие люди были слишком слабы, чтобы работать, что являлось до 18-ого века скрытой причиной недостаточного расцвета экономики. В конце 17-ого столетия одна пятая населения Франции и Англии была «действительно исключена из рабочей силы». По мере того, как люди лучше ели и жили дольше, они больше работали. Фогель относит 30 процентов британского экономического роста начала 1790-х к тому, что люди стали лучше питаться.

Это заключение кажется правдоподобным. В конце концов улучшение рациона питания произошло в результате технологий, позволивших вести более продуктивное сельское хозяйство - улучшенные технологии обработки, более качественные семена, более узкая специализация.

В чем конкретно состояли преимущества? Фогель не отвечает. Он концентрируется на научном анализе рационов питания, что позволяет счесть его комментарии по поводу стран Третьего мира изучением очевидного (фактически множество людей голодают и сейчас), практически без рекомендаций о том, что можно сделать. Фогель всегда интеллектуален, но часто разочаровывает своими упущениями.

Garbi Schmidt. "Islam in Urban America: Sunni Muslims in Chicago." Temple University Press, 2004. Гарби Шмидт. "Ислам в современной Америке: мусульмане-сунниты в Чикаго". 242 стр.

Возможно, семимилионное мусульманское население Соединенных Штатов продолжает вводить в заблуждение большинство американцев, а усугубляет ситуацию предрассудок со стороны немусульманского населения и боязнь маргинализации со стороны мусульман. Следовательно, любое изучение этой группы приветствуется.

Гарби Шмидт, старший научный сотрудник Национального Датского института социальных исследований в Копенгагене, прожила среди мусульманского населения Чикаго полтора года в 90-ых годах. Она выполнила откровенный доклад без особой теоретической структуры. Читателям предстоит самим делать выводы - благоразумный подход в современной обстановке. Наблюдая ислам в миниатюре через призму чикагоского населения, Шмидт рассматривает две взаимосвязанные проблемы: после векового состязания с Америкой и американской религией является ли ислам просто временным трансплантантом, который никогда не пустит корни? и Образуют ли американские мусульмане единой сообщество?

Эти вопросы являются главными для мусульман Америки. Если ислам станет глубоко вовлечен в национальное религиозное пространство, американские мусульмане приобретут общественное признание и большую долю в будущем страны. И если мусульмане сами образуют объединённый голос в американском обществе, тогда при условии их потенциального числа плюс их экономические и образовательные ресурсы, они могут обрести существенное влияние на многих уровнях.

Как предлагает Шмидт, особенно значимо слияние ислама с современной американской жизнью. Но интеграция культур далека от завершения. Шмидт пишет, что в 1997-8 годах ФБР опросило, а по некоторым данным, принудило арабское население Чикаго признать их мнимые связи с палестино-исламским движением Хамаз.

«Федеральные расследования усилили недоверие и чувства социального вытеснения, особенно потому, что большинство граждан стремилось увидеть в этих исследованиях исключительно предрассудки», пишет Шмидт,- «Хотя ФБР имело своей целью служить американским интересам, одним из последствий его действий стало, что все сообщество сочло себя запугиваемым, искажаемым и изолированным». И было это до 11 сентября. Цельная работа Шмидт является похвальным шагом в направлении того, что такие недоразумения не повторятся.

карта сайта



Hosted by uCoz