Школа |
Отделение |
Программа |
Школьникам |
Родителям |
Киноклуб |
Архив школ |
ПРИЕМ ШКОЛЬНИКОВ |
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ОТДЕЛЕНИИ |
|
|
1. ЧТО ТАКОЕ ЛШ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»? Летняя школа «Исследователь» является некоммерческим и негосударственным образовательным проектом. Она основывается в первую очередь на энтузиазме его участников и не приносит никому материальной выгоды. Школа проходит в полевых условиях. Участники проекта живут в палатках, еда готовится на костре и т.д. 2. ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ? Среди основных целей Школы:
3. ОТКУДА ПОЯВИЛАСЬ ШКОЛА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»? Предыстория Школы «Исследователь» начинается в конце 1980-х годов, когда различными факультетами МГУ была организована выездная школа «Химера». Вскоре из нее выделилась Летняя экологическая школа (ЛЭШ), проводившаяся в разные годы под эгидой биологического факультета МГУ, Центральной станции юннатов, Московского центра непрерывного математического образования, Международного астрономического общества и др. Со временем в составе ЛЭШ, кроме биологического, появились и иные отделения - гуманитарное, физическое, медицинское, математическое. В начале 2004 года физическое, медицинское и социальное отделения выделились в самостоятельный проект - Летнюю школу «Исследователь». ЛЭШ и «Исследователь» поддерживают дружественные отношения друг с другом, активно сотрудничают и проводят совместные мероприятия. 4. КТО ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕТ? Школа проводится совместными усилиями молодых преподавателей, студентов, аспирантов и других людей, в той или иной степени занимающихся наукой. Участвуют в организации Школы и сами школьники. Организационное ядро школы составляют люди, неоднократно принимавшие участие в организации и проведении Летней экологической школы, других образовательных и туристических мероприятий. 5. КАКИЕ ОТДЕЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ НА ШКОЛЕ? На сегодняшний день ЛШ «Исследователь» состоит из трех отделений:
В перспективе возможно появление новых отделений. 6. ГДЕ ПРОХОДИТ ШКОЛА? Летняя школа «Исследователь» проходит в одной из соседних с Московской областей (Тверской, Смоленской, Ярославской и т.д.) возле деревни или села, которые, с одной стороны, располагают собственной школой, пригодной для занятий ЛШ, а с другой – имеют поблизости лес, необходимый для палаточного лагеря и полевых кухонь. В 2004 году Летняя школа «Исследователь» проходила возле деревни Столипино (Тверская область, Зубцовский район), в живописном месте недалеко от берега Волги. Основное место жительства обитателей Школы – палатки. Еда готовится на костре. Занятия проходят в учебных аудиториях школы или на свежем воздухе. 7. КОГДА ПРОХОДИТ ШКОЛА? Ориентировочное время проведения Школы - с 23 июля по 23 августа (возможно смещение на 1-2 дня). Предполагается также работа со школьниками в промежутке между школами. Набор новых школьников начинается 1 декабря и заканчивается в мае. 8. КАКОЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИМЕЕТ ШКОЛА? Летняя школа «Исследователь» официально является детским полевым лагерем. В 2004 году она проходила под патронажем Всероссийского астрономического общества. Юридическую ответственность за школьников несут директор Школы, директора отделений, кураторы классов и врач Школы. 9. КТО ФИНАНСИРУЕТ ЭТОТ ПРОЕКТ? Этот проект принципиально не коммерческий. Он финансируется главным образом за счет взносов его участников - школьников и преподавателей. При этом руководство Школы прилагает усилия по поиску спонсоров и грантодателей. Однако вполне возможно проведение Школы без каких-то дополнительных финансовых вливаний. Собираемые взносы идут исключительно на обеспечение жизнедеятельности школы – еду, транспорт, аренду помещения. Школьники платят за свое участие 3000 рублей, преподаватели 1200 -1500 (по данным на 2004 год). 10. КАК БЫЛО СОЗДАНО ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК? Осенью 2003 года по инициативе группы преподавателей Летней экологической школы (ЛЭШ) начало создаваться наше отделение - Отделение социальных наук. Среди основных принципов, которые легли в основу Отделения социальных наук:
11. ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ»? Словосочетание «социальные науки» (Social sciences) довольно распространено в отечественной и особенно западной научной среде. Существует довольно много определений этого термина. Мы исходим из относительно широкого понимания понятия «социальные науки» и включаем в него все научные области, связанные с изучением общества и отдельных его элементов. В частности, мы относим к социальным наукам такие дисциплины, как:
12. ЧТО ВХОДИТ В ПРОГРАММУ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК? Полностью привести список предполагаемых курсов достаточно сложно. Основные темы таковы: Введение в систему социальных наук. Что изучают социальные науки. Чем они похожи и чем непохожи на все остальные науки. Какие бывают социальные науки. Как они соотносятся друг с другом. Что у них общего и что различного; Методы социальных наук. Анализ документов, опрос, интервью, эксперимент, наблюдение и пр. Как информация собирается, обрабатывается, анализируется и представляется; Источниковедение. Общее представление о том, каким образом получают информацию при работе над историческими исследованиями. Понятие источника. Основные принципы работы с разными видами исторических источников. Источниковая база исследования. Вспомогательные исторические дисциплины. Комплекс наук, помогающих в работе над конкретно историческими исследованиями – палеография, хронология, геральдика, сфрагистика, историческая география, генеалогия, нумизматика, ономастика (применительно к истории), дипломатика и др. История отдельных стран и периодов. От истории древних кельтов до проблем чеченской войны; Социология. Структура общества, культура и субкультура, социальные нормы, девиация, социальные группы и социальные институты; Психология. История психологии. Психология эмоций. Психология мотивации. Когнитивная психология; Социальная психология. Человек и ситуация. Воздействие социального контекста на мышление и поведение человека. Психологические характеристики группы. Принятие решений в группе. Мнения, оценки и социальные стереотипы. Подчинение. Агрессия; Лингвистика. Язык как социальное явление и конкретные языки. Психолингвистика, социолингвистика, или Лингвистика и другие социальные науки. Решение лингвистических задач. «Технические» дисциплины. Сюда относятся те направления, которые могут служить инструментом для социальных наук. Характерные примеры – математическая статистика и библиография. Естественные и точные науки. Мы стремимся к преодолению «междисциплинарных барьеров», порождаемых скорее не развитием науки, а спецификой современной системы образования. Поэтому в программу Отделения включаются курсы по естественным и точным наукам (физические, биологические, математические). 13. В КАКОЙ ФОРМЕ ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ? В зависимости от задач курса, занятия могут проходить в самой разной форме. Это может быть и традиционная лекция (преподаватель говорит – остальные слушают), и элементы дискуссии между преподавателем и аудиторией, и защита учебных работ и т.д. 14. КАК УСТРОЕНА ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ? Занятия разбиваются на несколько блоков:
Предполагается, что обязательная учебная нагрузка составит 2-3 пары (пара - 1,5 часа) в день. 15. ЧТО ТАКОЕ «ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КУРС»? Обязательные курсы - это те занятия, который школьник определенного года обучения должен прослушать в обязательном порядке. По его итогам сдается зачет. Примеры обязательных курсов: «Источниковедение», «Введение в социологию», «Введение в культурологию», «Методы исследования в социальных науках», «Библиография» и т.п. 16. ЧТО ТАКОЕ «КУРС ПО ВЫБОРУ»? Курсы по выбору выбираются из числа предложенных преподавателями Отделения (в некоторых случаях - также из числа курсов, читаемых преподавателями других отделений Школы). Решение о выборе курсов школьник принимает самостоятельно. В каждом учебном цикле школьник должен набрать определенное количество курсов по выбору. Если курс уже выбран, то он подпадает под те же правила, что и обязательный курс, – посещение каждого занятия и сдача зачета. Примеры курсов по выбору: «Структура государственного управления России XVII века», «Арабский мир», «Культура японского общества эпохи Хэйан», «Решение лингвистических задач», «Социальная психология в лицах». 17. КАК ПРОИСХОДИТ СДАЧА ЗАЧЕТА? Зачет сдается после каждого обязательного курса или курса по выбору. Его форма может быть самой разной – ответы на вопросы преподавателя, выполнение тестового задания, написание какого-либо текста и т.д. Разными могут быть и требования к результатам обучения. В одном случае необходимо овладеть каким-то навыком (например, анализировать тексты), в другом – запомнить и осознать определенный набор понятий (например, социологические термины), в третьем – усвоить основные теории и концепции (например, история психологических учений). 18. ЧТО ТАКОЕ «ФАКУЛЬТАТИВ»? Факультатив – это курс, который школьник (равно как и преподаватель) может посещать в свободном режиме (то есть не предполагается ни сдача зачета, ни обязательное присутствие). Примеры факультативов: «История музыкальных стилей второй половины XX века», «Оборотни в китайском и славянском фольклоре», «Фильм «Форест Гамп» как иллюстрация к послевоенной истории США», «Проблемы и парадоксы Чеченской войны». Среди факультативов могут быть и занятия, не являющиеся в строгом смысле «учебными», - такие как «Шахматная композиция», «Волейбол», «Плетение фенечек» и т.п. Приветствуется посещение школьниками факультативов, читаемых преподавателями других отделений. 19. ЧТО ТАКОЕ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ»? Самостоятельные исследовательские проекты школьников – одно из ключевых направлений в работе Отделения. Мы считаем, что нужно не только изучать известные науке факты, но и понимать, откуда берутся те или иные данные. Кроме того, самостоятельные исследования должны помочь в развитии творческого мышления и чувства ответственности. Исследовательские проекты проводятся как в области исторических наук, так и в области социологии / социальной психологии. Например, школьникам может быть поставлена задача – описать структуру коммуникаций внутри какой-либо группы. Как правило, исследовательская работа включает в себя несколько этапов:
На каждом из этапов школьнику помогает его научный руководитель, другие преподаватели, а также ассистенты. 20. КАК ПОПАСТЬ НА ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК? Чтобы принять участие в работе Отделения Социальных наук, школьник должен связаться с кем-то из представителей Отделения по телефону (электронной почте и т.д.), оставить свои координаты и договориться о времени собеседования. Самое главное, что необходимо школьнику для того, что бы попасть на Отделение Социальных Наук – это его собственное желание. 21. УЧЕНИКИ КАКИХ КЛАССОВ ПРИНИМАЮТСЯ НА ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК? К участию в проекте принимаются ученики 8-9 классов. В исключительных случаях допускаются также семиклассники и десятиклассники. 22. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ НА ШКОЛЕ ЛИ КАКИЕ-ЛИБО ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ЗДОРОВЬЮ? На школу не допускаются больные теми хроническими заболеваниями, которые могут быть опасными в условиях полевого лагеря. Для получения более подробной информации нужно проконсультироваться либо с подростковым врачом в поликлинике, либо с врачом Школы. Обо всех ограничениях, связанных со здоровьем (индивидуальная непереносимость отдельных продуктов, ограничения в поднятии тяжестей и т.д.) нужно обязательно предупредить куратора класса или директора школы. К этому вопросу нужно отнестись максимально серьезно. Если, школьник по каким-то причинам может стесняться сообщить о возможных проблемах со своим здоровьем, это обязательно должны сделать родители. Для преподавателей столь жестких ограничений не существует. Однако мы настоятельно рекомендуем соотнести собственные недуги с полевыми условиями. Если вы не уверены, что ваш организм полностью готов к таким условиям, то лучше воздержаться от поездки на Школу. 23. К ЧЕМУ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ ШКОЛЬНИК, ЕСЛИ ОН ХОЧЕТ ПОЕХАТЬ НА ШКОЛУ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»?
24. БУДЕТ ЛИ СПОСОБСТВОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ НА ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ? Такой цели не ставится. Однако обучение на Школе способствует расширению кругозора и получению новых знаний, что может косвенно помочь при сдаче вступительных экзаменов или тестов. Кроме того, на Школе ведется активная профориентационная работа – школьникам помогают разобраться во всем многообразии гуманитарных специальностей и учебных заведений. Но еще раз повторяем – подготовка к вузу не является нашей основной задачей. 25. БУДЕТ ЛИ СПОСОБСТВОВАТЬ УЧАСТИЕ В ШКОЛЕ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ? Так же, как и в случае с подготовкой к поступлению, специально мы такой цели не ставим. Физкультура и прочие оздоровительные мероприятия проводятся исключительно добровольно. Но свежий воздух и возможность побегать / поплавать / попрыгать городским детям безусловно пойдут на пользу. 26. КАК ШКОЛЬНИКИ ОТБИРАЮТСЯ НА ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК? К сожалению, количество мест на Отделении сильно ограничено. Кроме того, далеко не для всех учебная программа СоцО будет интересной и доступной. Поэтому всем школьникам нужно пройти Конкурсное Собеседование, по итогам которого будет принято решение об участии / неучастии в Проекте. Школьники отбираются по следующим критериям:
Общая эрудиция школьника и его знание социально-исторических дисциплин, безусловно, приветствуются. Однако в первую очередь оцениваются навыки логического и творческого мышления. Грубо говоря, школьник, который выучил наизусть учебник истории, но боится как огня незнакомого текста, имеет меньше шансов попасть на отделение, чем тот, кто творчески подходит к неожиданным задачам, но при этом не помнит точную дату битвы при Фермопилах. Собеседование – это процесс взаимный. С одной стороны преподаватели оценивают личные качества школьника и его готовность к участию в проекте. С другой стороны – школьник знакомится с преподавателями, задает им вопросы и определяет свое желание поехать на Школу. 27. КАК ПРОХОДИТ СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ОТДЕЛЕНИЕ? Собеседование включает в себя несколько этапов:
28. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ?
По мере развития Отделения предполагается передача школьникам координирующих функций в хозяйственных вопросах (бытовое самоуправление) 29. КАКИЕ НАКАЗАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ К ШКОЛЬНИКУ? К счастью (или, к сожалению) у нас нет карцера или нарядов на мытье туалета. В случае, если школьник нарушает правила, ему будет сделан устный выговор. Если эти нарушения повторятся, - он лишится возможности поехать на следующую школу. В особо злостных случаях школьник может быть немедленно отправлен домой. Кроме того, он может быть «ограничен в правах», например, его могут не взять в поход. Аналогичные меры взыскания могут быть наложены и на преподавателя. 30. КАК ОРГАНИЗОВАН ПРИЕЗД И ОТЪЕЗД ШКОЛЬНИКОВ? И школьники, и большинство преподавателей централизовано выезжают из Москвы. Так же централизовано они возвращаются обратно. 31. МОЖЕТ ШКОЛЬНИК ЛИ УЕХАТЬ В СЕРЕДИНЕ ШКОЛЫ? Естественно, мы не можем ограничивать право человека покинуть Школу, если ему это необходимо. Но учебная программа построена как набор взаимосвязанных курсов и, что бы успешно ее освоить, нужно быть на Школе весь месяц. Поэтому за исключением каких-то чрезвычайных ситуаций, покидать Школу нежелательно. 32. КТО ПРЕПОДАЕТ НА ОТДЕЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК? Команда преподавателей Отделения Социальных Наук составляет 15-25 человек. Среди них есть и те, кто недавно окончил вуз или еще является студентом, и те, кто имеет многолетний опыт педагогической и научной работы. Среди преподавателей Отделения Социальных Наук:
33. ЗАЧЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЕДУТ НА ШКОЛУ? Вся работа взрослых проводится на сугубо добровольных началах. Они не получают никаких зарплат. Более того - все преподаватели и кураторы оплачивают основную часть расходов на свой проезд и питание. Правда, с них взимается меньшая сумма, по сравнению со школьниками. Среди причин, которые привлекают преподавателей к участию в Школе, можно назвать следующие:
34. КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ? Преподаватель должен иметь достаточные знания и навыки для преподавания и соблюдать все правила Отделения. Задолго до начала Школы преподаватель должен представить четкую программу своего курса, которая будет рассматриваться Методическим Советом Отделения. Методсовет определяет, что в этом курсе нужно доработать, какое место он должен занимать в программе и стоит ли его вообще читать. Условия проживания и быта одинаковы для школьников и преподавателей: ночевка только в палатках, еда готовится на костре и т.д. Уборка, готовка, мытье посуды, заготовка дров – это та работа, в которой участвуют все преподаватели и школьники. 35. НА КАКОЙ СРОК МОЖЕТ ПРИЕХАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ? Минимальный срок, на который может приехать преподаватель – один учебный цикл, который включает в себя пять учебных дней и один день для сдачи зачетов. Приезд преподавателей на более краткий срок допускается только в исключительных случаях. 36. КАКУЮ ФУНКЦИЮ ВЫПОЛНЯЮТ НА ШКОЛЕ КУРАТОРЫ? Кураторами как правило являются студенты (но не младше 18-ти лет) и аспиранты. За каждым из кураторов закреплена группа школьников от 3 до 6 человек. В каком-то смысле задачи куратора напоминают задачи вожатого в пионерском лагере. В основные обязанности куратора входит:
37. КАКУЮ ФУНКЦИЮ ВЫПОЛНЯЮТ АССИСТЕНТЫ? Ассистенты – это, как правило, студенты первых курсов, абитуриенты или одинадцатиклассники. Среди их основных задач:
38. СКОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ ПРИХОДИТСЯ НА ОДНОГО ШКОЛЬНИКА? Если в понятие «взрослый» включать как преподавателей, так и кураторов, ассистентов (многие из которых являются еще студентами), то соотношение будет примерно такое: 1 взрослый на 2-3-х школьников. Имеется в виду количество взрослых, которые присутствуют на Отделении единовременно (преподаватели в отличие от школьников могут приезжать на 1-2 недели). 39. МОЖНО ЛИ ПРИЕХАТЬ НА ОТДЕЛЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ГОСТЯ? Каждый, присутствующий на Отделении человек обязан выполнять какую-то полезную функцию – читать курсы (заранее согласованные с Методсоветом), исполнять обязанности куратора, выполнять различные хозяйственные работы и т.д. Без согласования с руководством Отделения приезд на Школу не допускается. |
|
карта сайта |